(Краткий исторический обзор хроники ратного служения Отечеству представителей офицерской династии из Дома Чомака Ойшиева)
В последнее время в читательской среде значительно возрос интерес к публикуемым в печатных изданиях и в электронных СМИ научным, публицистическим и другим материалам, работам исторического плана, рассказывающим об историческом прошлом нашего народа и его ярких представителях, оставивших заметный след в истории нашего народа, особенно в части, касающейся судьбоносного для народов периода – второй половины XIX и начала ХХ вв. Вполне заслуженно привлекают также внимание ярчайшие героические личности этой эпохи.
Упомянутый период в истории народов Северного Кавказа имеет множество составляющих, заслуживает особого внимания исследователей и, соответственно, сохраняет актуальность. В этой связи представляется важным основываться на точном и взвешенном анализе и осмысленно подходить к толкованию и осмыслению сложных процессов, сопровождавшихся разными кровопролитными войнами и в какой-то степени повлиявших негативным образом на развитие межнациональных отношений.
При этом следует помнить, что Северный Кавказ на протяжении многих веков притягивал к себе внимание правителей ряда государств, мечтавших подчинить своему контролю этот благодатный край. Все они старались привлечь горцев на свою строну, используя для этого, в том числе, и религиозный фактор.
Как известно, на период с начала 20-х и до 50-х годов XIX века пришелся самый интенсивный этап в национально-освободительном движении кавказских народов. И здесь важно помнить, что отношение наших предков и их национальных лидеров к восприятию происходящих событий могло меняться соответственно складывающимся обстоятельствам в той или иной период военных действий.
По нашим наблюдениям, понимание необходимости учета этих составляющих у большинства представителей национальной интеллигенции, в той или иной степени влияющих на формирование духовного сознания молодежи, прослеживается определенная научная добросовестность и профессиональная ответственность.
Вместе с тем, с сожалением приходится констатировать, что отдельные авторы достаточно легковесны в оценках событий и личностей, вступают в противоречие с действительной исторической памятью и не всегда точны в своих выводах, что может негативно сказаться и на формировании правильного мировоззрения у сограждан.
Для большинства исследователей и историков неоспоримым остается тот факт, что наши предки были и остаются достойными и надежными друзьями (кунаками), смелыми и отважными воинами, для которых превыше всего были такие понятия, как благородство, честь, верность клятве и данному слову. Эти качества с детства прививали в кавказских семьях и становились мерилом оценки отдельных личностей, тейпа и рода. Именно исходя из этих критериев, представители нашего народа во все времена пользовались и пользуются огромным авторитетом у всех народов, а также у монархов и коронованных особ и руководителей многих государств.
Поэтому не удивительно, что многие царственные особы, особенно на Востоке, привлекали и привлекают их для обеспечения собственной безопасности.
В истории нашего народа много примеров доблестного и верного служения высокому долгу, которое наши предки демонстрировали из поколения в поколение во многих странах. Особое место в этом перечне, конечно, занимает Россия. В числе тех, кто в разные исторические периоды верно и преданно служил России, можем назвать и Александра Чеченского, известного своей храбростью в войнах России с наполеоновской Францией, и генерала царской армии, участника Венгерского похода, героя Крымской. (1854-55 годов) и Турецкой (1877-78) годов войн Орцу Чермоева, командовавшего Чеченским конно-иррегулярным полком, генерала Эрисхана Алиева, командовавшего артиллерией II-го Сибирского корпуса в русско-японской войне и IV Армейским корпусом в первой мировой войне. И это не полный перечень наших славных героев тех времен.
Следует также отметить, что в конце XIX в. — начале ХХ в. на Кавказе сложилось уже несколько десятков российских офицерских династий из числа разных народов, в том числе и чеченского. Эти люди внесли достойный вклад в борьбу за защиту свободы, независимости и территориальной целостности Российского государства.
Мы заслуженно чтим и гордимся ими, на их примерах воспитываем подрастающие поколения.
Сегодня хочу поделиться информацией о родоначальнике одной из чеченских офицерских династий, известном российском офицере Чомаке Ойшиеве (1812-1893) из аула Хашти-Мохк, представителе рода Оккхи-некъе тайпа Гордалой. На примере его семьи постараюсь показать, через какую сложную и тяжелую жизнь прошли наши предки, сколько перенесли лишений, прежде чем принять соответствующие важные не только для себя решения.
Согласно архивным документам, которые скрупулёзно собрали и тщательно хранят потомки Чомака Ойшиева, а также по воспоминаниям старожилов и родных, у представителя этого рода Дуркхин Абкаран Iумаран (Умар) по мужской линии было два наследника: старший ГIойша и младший Iойша (Ойша). Жили они в ХIХ веке и, соответственно, жизненный путь семьи был сложным и тернистым. Из поколения в поколение испытали на себе все свойственные эпохе лишения и тяготы жизни, принимали участие в боях.
В частности, братья Ойши и ГIойши участвовали в национально -освободительных движениях горцев, в том числе под руководством первого имама Чечни и Северного Кавказа Шейха Мансура. После того, как Шейх Мансур был пленен и начались репрессии против участников противостояния, согласно решению семейного совета, часть родственников, в том числе ГIойша, отправились мухаджирами в Османскую империю, где их следы теряются, а Ойша остался в родовом селении Гордали, с целью сохранить домашний очаг.
Именно от Ойши (1750-1830) и берет начало фамилия Ойшиевы. Жил он в центре села Гордали, был состоятельным для своего времени человеком, преуспевающим коннозаводчиком и наездником, состоял в гордалинской конной дружине. Интересовался также общественной и политической жизнью. Будучи активным членом Мехк-Кхел (Совета страны), участвовал в дипломатических встречах и переговорах с представителями российской и других сторон. Принимал участие и в национально-освободительном движении горцев под предвадительством духовных лидеров.
Умер Ойша в 1830 году, похоронен на старинном кладбище у селения Гордали Ножай-Юртовского района.
Ойши имел троих сыновей: Акбар (1785-1852), Хьац (1787-1870) и Чомак (Чуомакх) (1812-1893), судьба которых сложилась по-разному.
Старший Акбар был членом Мехк-Кхела, после — мюридом имама Шамиля, умер в 1852 году.
А вот жизненный путь младшего его сына Чомака (Чуомакх) — основателя семейной династии офицеров, был наиболее сложным и интересным. Он, как и многие его чеченские ровесники на тот период, принимал активное участие в национально-освободительной борьбе, в том числе под руководством имама Шамиля. В период с 1834 г. по 1859 г. состоял на должностях мазуна (араб. — сотенный командир), заместителя наиба и наибом в имамате. Но, как известно, после продолжительного противостояния 25 августа 1859 г. имам Шамиль сдался в плен и регион полностью был включен в состав Российской империи.
Соответственно, для народа и его лидеров настал очень сложный, тяжелый и болезненный период выбора будущего.
На первоочередном плане стоял, конечно, наиболее важный вопрос о выживании усталого и изможденного войнами народа. Ведь населенные пункты Чечни, особенно ее горные районы, после продолжительных войн, были сильно разрушены и лежали в руинах.
Особо актуальным для российской стороны становится интегрирование горцев в общественное и государственное пространство империи, в систему государственного управления и общественную жизнь страны, то есть эффективного задействования горцев в задачах, общезначимых для всех народов государства. В этих целях проводилась и работа по созданию отдельных национальных формирований из представителей народов Северного Кавказа. Привлечение горцев на военную службу носило самые разнообразные формы, одним из которых становится подготовка из горской знати офицерских кадров, в том числе, для местной милицейской службы и национальных воинских частей в составе российской армии.
В этой ситуации было объявлено, что в рамках мероприятий в честь окончания войны для встречи с жителями Ичкерийского округа и обнародования от имени императора России Александра II «Прокламации к чеченскому народу» приезжает Главнокомандующий Кавказской армией, наместник Кавказа генерал-фельдмаршал князь А.И. Барятинский.
Как писал в статье «Ойшиевы» в газете «Гумс» Умар-Али Аткаев: «На этой встрече были участники только что отгремевшей Кавказской войны, бывшие наибы и мюриды имама Шамиля: Талхиг, Эски, Эдил, Дуба, Умалат, представители Мехк-Кхела, мусульманские богословы и шейхи Кунта-Хаджи Кишиев, ГIезаХьаьжи Зандакский и другие. В числе приглашенных на встречу был и Чомак Ойшиев, который в ходе общения произвел благоприятное впечатление на наместника царя на Кавказе.
После этой встречи в адрес Чомака Ойшиева от российской стороны поступило предложение о службе в российской армии, которое, согласно воспоминаниям родных, близких и старожилов, было принято не сразу, и не от страха и испуга.
По имеющимся воспоминаниям, Чомак был смелым, сильным, волевым и мудрым человеком, который прошел через сражения и войны, потерял родных и близких, многое видел и понимал, мог объективно оценить ситуацию и принять взвешенное решение.
Перед принятием сложного для себя решения о переходе на службу России, он внимательно изучил упомянутую прокламацию императора к чеченскому народу, вник в ее содержание. Ему импонировало, что ее пункты содержат обязательства, связанные, в том числе, с предоставляемой свободой сохранять и исповедовать свою веру, соблюдать традиции и обычаи, обязательства. Кроме того, он осознал и принял во внимание факт, что продолжение противостояния губительно для его народа.
Еще в 1837 году, когда Кавказская война была еще в полном разгаре, император Николай II в письме к генералу А.Х. Бенкендорфу писал: «…Мне вовсе не нужна победа, а нужно спокойствие на Кавказе, и для интересов России надо приголубить горцев и привязать их к Русской державе».
В конечном итоге, после долгих и глубоких раздумий, Чомак Ойшиев принял поступившее предложение и в 1860 г. перешел на службу Российской империи. В дальнейшем Чомак был известным в свое время царским офицером и основателем целой семейной офицерской династии чеченских офицеров, верой и правдой служивших Российскому государству на всех этапах его истории.
Службу Чомак проходил на разных должностях, в том числе: наибом (начальником) Даргинского, а затем и Веденского участка Ичкерийского округа Терской области (1860-1871 гг.); со 2 мая 1871 г. по 29 марта 1878 г. — командиром 3-й сотни Терской постоянной милиции. На всех этих этапах службы честно и достойно выполнял свой офицерский долг, дослужился до поручика и ушел в отставку по выслуге лет со всеми почестями, имея полный военный пенсион.
За период службы многократно поощрялся как лично его Величеством Государем Императором России Александром II, так и руководством страны. Был кавалером золотой и серебряной медалей «За усердие» — обе на Аннинской ленте, за отличие по службе 28 января 1862 г. награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» на Станиславской ленте, а 18 апреля 1865 г. удостоен золотой медали «За усердие» на Станиславской ленте, для ношения в петлице, награжден также золотой именной шашкой с надписью «За храбрость». Кроме того, 4 августа 1870 г. его Величество Государь Император Алесандр Николаевич (Александр II) за отличную и полезную службу вознаградил Чомака Ойшива дачей 210 десятин и 240 саженей (305 гектар) на вечное и потомственное владение.[1].
Скончался Чомак Ойшиев в 1893 году. Похоронен в селении Гордали.
За период службы Чомака Ойшиева Российскому государству, вместе с ним достойно служили царю и отечеству (1860-1917) его сыновья и потомки, в числе которых были:
Сын Чумаков (Чомаков) Ахматука (1843-1878), служил в конвое начальника Терской области и в собственном конвое Его Императорского Величества Александра Николаевича Романова (Александра II), офицер, переводчик, командир.
Сын Чумаков (Чомаков) Болатука (1854-1880), служил в конвое начальника Терской области и Кавказского Корпусного командира Лорис-Меликова.
Сын Чумаков (Чомаков) Тепсу (1864-1931), правительственный старшина в чине урядника.
Сын Чумаков (Чомаков) Данилхан (1870-1937), писарь, переводчик, казначей, офицер, подполковник.
Внук Чумаков (Чомаков) Шапатука Алтукаевич (1857-1897), всадник Чеченского конно-иррегулярного полка 1877-1878 гг.
Внук Чумаков (Чомаков) Байсурка (Цанци) Музаевич (1870-1937), писарь, переводчик, командир, правительственный старшина в чине урядника.
Внук Ахматукаев (Чомаков) Гайтука (1867-1944), выпускник кадетского корпуса. Правительственный старшина в чине старшего урядника.
Внук Чумаков (Чомаков) Гайсурка Музаевич, (1867-1930), стражник.
Внук Музаев (Чомаков) Кунай (Куни) (1871-1932), старший стражник.
Правнук Гайтукаев (Чомаков) Жандар (1886-1957), правительственный старшина в чине урядника, переводчик.
Отмечу, что Чомак и его потомки не изменили своему выбору и принятым обязательствам, вместе со всеми народами России прошли через всю ее сложную и тяжелую историю, честно выполняя свой офицерский и гражданский долг.
Судьба их после революции складывалась по-разному. Часть представителей династии, как и многие другие российские офицеры, революцию не приняли. Верным клятве, данной царю и Отечеству, остался и его сын подполковник Денилхан Чомаков, который в годы гражданской войны в должности командира полка Деникинской армии принимал активное участие в борьбе против советской власти, искренне веря в правоту своего решения.
Родился Денилхан в высокогорном селе Хашти-Мохк Веденского округа в 1870 году. Был грамотным молодым интеллигентом своего времени, обучался в единственной на всю Чечню Горской школе в городе Грозном, где проявил исключительные способности и усердие. В 1888 г. поступил и успешно закончил Реальное училище в городе Владикавказ. В совершенстве владел русской и арабской письменностью. Отлично служил, до революции 1917 г. выполнял разные военные должностные обязанности при Веденском и Грозненском округах. За усердие в службе неоднократно поощрялся руководством страны. Был кавалером золотых и серебряных медалей, в том числе 26 мая 1900 г. и 18 июня 1905 г. награжден серебряными медалями для ношения на груди на Станиславской ленте, 06 мая 1909 г. – золотой медалью «За усердие» для ношения на груди на Анненской ленте, 06 декабря 1912 г. — серебряной медалью «За усердие» для ношения на груди на Владимирской ленте, 15 февраля 1914 г. – серебряной медалью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте и 16 мая 1916 г. — серебряной медалью «За усердие» для ношения на груди на Анненской ленте.
Как следует из воспоминаний старожилов, а также согласно архивным источникам, Денилхан Чумаков был преданным патриотом своего народа и достойным офицером, свято соблюдал и выполнил заветы предков о верности данному слову, клятве офицера и принятым обязательствам о честном и беззаветном служении Отечеству.
Потомки Чомака Ойшиева и в наши дни остаются верными выбору своего предка, соблюдают традиции большой семьи в части честного выполнения долга, верного и преданного служения России. Подтвердили это, в том числе, и в наиболее тяжелый период борьбы с международным терроризмом и экстремизмом на территории Чеченской Республики.
Правнук Чомака Ойшиева капитан полиции Кори Ломович Тепсуев принимал активное участие в контртеррористических мероприятиях, был тяжело ранен 18 ноября 2001 г. Погиб при проведении в Гудермесском районе очередных специальных мероприятий по выявлению и задержанию участников незаконных вооруженных формирований.
Как следует из личного дела, за период прохождения службы Кори Ломович зарекомендовал себя как высокопрофессиональный, ответственный и дисциплинированный сотрудник. Пользовался непререкаемым авторитетом и уважением среди личного состава. За мужество и героизм, проявленные при выполнении служебного долга, Указом Президента Российской Федерации награжден Орденом Мужества (от 27 января 2003 г. № 83).
Имя Кори Ломовича Тепсуева присвоено средней общеобразовательной школе №1 села Нижний Нойбер, увековечено также в названиях улиц в городах Гудермес и Нижний Нойбер.
Пошли по стопам отца и достойно служат в органах внутренних дел Российской Федерации сыновья Тепсуева: подполковник полиции Майрали Кориевич, заместитель начальника полиции УВД по г. Грозный МВД России по Чеченской Республике и капитан полиции Турпал-Али Кориевич, оперуполномоченный по расследованию убийств и особо тяжких преступлений уголовного розыска УВД по г. Казань МВД России по Республике Татарстан.
Достойно служил в МВД России по Чеченской Республике и ушел на пенсию майор полиции Денилханов Косум Ибрагимович, продолжает службу в российской полиции его сын майор полиции Денилханов Бибулат.
В завершение хочу отметить, что основатель офицерской династии Чомак Ойшиев остался в памяти как яркий представитель своего народа, как офицер, верный воинскому долгу и воинской присяге. Прослеживая хронологию жизни и деятельности нескольких поколений потомков Чомака Ойшиева и отдавая должное памяти тем из них, которые состояли в славной когорте их благородий, вспоминаются строки Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, неуважение оное — есть постыдное малодушие».
Жовзан ЗАЙНАЛАБДИЕВА,
кандидат исторических наук