Это сказал английский писатель, философ Джордж Сантаяна. Глубинный смысл этого высказывания нам становится понятен на примере большой семьи Баймурадовых из города Аргун. Обо всем по порядку.
Баймурадовы являются представителями тайпа гордалой, в числе первых основавших село Устар-Гордой, а в годы Гражданской войны оказавших яростное сопротивление деникинцам. Одними из них являются Цехаевы, самые близкие родственники Баймурадовых. А основоположников этих фамилий: братьев — Баймурад, Яхья и Цеха — к тому времени уже не было на свете. В войне с деникинцами отличился один из сыновей Цехи – девятнадцатилетний Сайд-Ахмед. А вдова Баймурада, которую звали Рехьант, в то время воспитывала своих шестерых детей – Хамида, Хаида, Вахида, Махмуда, Жовзан и Маржан. Каким нравственным стержнем должна обладать женщина, чтобы в нагрузку к своим детям взять на воспитание дополнительно еще племянников мужа — сирот Хасана, Сайд-Ахмада и Сайд-Магомеда Цехаевых и дать им материнское тепло и любовь. Семья, семейные ценности являются нравственным ориентиром в жизни любого человека! Потому, наверное, спустя много лет внук Рехьант Джамирза Вахидович напишет: «Определяют нас не имена и не слова, а добрые поступки. Мы промахам и подвигам уступки не делаем — всему своя цена!».
Когда же четверть века спустя фашистская Германия напала на тогдашнюю нашу страну под названием СССР, потомок тех героев Гражданской войны, будущий отец Джамирзы – Вахид Баймурадов (1912 года рождения) – со своим другом Саид-Селимом Солтахановым 1 сентября 1941 года добровольцем ушел на войну. Дома у него осталась молодая жена Нахапу Насуханова с двухлетним сыном Джамирзой на руках, а спустя несколько месяцев, в 1942 году, на свет появилась дочь Алпату.
Боевой путь солдат начался на первом Белорусском фронте, в южном направлении войсковой части 1348 спецподразделения. Баймурадов был зачислен автоматчиком первого спецбатальона 2-ого отряда, ему выдали автомат 7922 ППШ. Первый бой он принял 7 сентября, а 21 июля 1942 года, истекающий кровью, без сознания, попал в плен. Очнулся в больнице, во время операции по извлечению осколков, после чего его перевели в концлагерь. Через некоторое время опять перевели в другой. Волей судьбы его друг Сайд-Селим тоже оказался с ним. В этом концлагере 12 человек решили совершить побег: эти двое, два осетина, 5 грузин и трое русских, один из которых — летчик-офицер Николай Горбунов – руководил побегом. Тщательно подготовившись, они совершили побег и начали трудный и опасный путь к своим. Через леса, болота шли три месяца к своим, от голода ели разные травы. А когда дошли, им не поверили, называя их немецкими диверсантами. После многодневных допросов каждого в отдельности и убедительной информации Н.Горбунова, который на карте показал маршрут движения, им поверили и отправили в штрафбат 114 части спецбатальона. После взятия Берлина советскими войсками и полной капитуляции Германией война для штрафников не закончилась. Их перебросили на Дальний Восток, на войну с Японией.
Каждого из участников той войны, длившейся 1418 дней, можно называть героями – пусть не получили награды, пропали без вести, выжили калеками – все равно они совершили подвиг, все вместе, ценой своего здоровья, своих жизней. Двое из тех защитников Родины – «штрафники» Вахид Баймурадов и Сайд-Селим Солтаханов – мужественно сражались с внешним врагом, а в это время внутренние враги совершили вероломный акт депортации их народа в бескрайние холодные степи Казахстана и Средней Азии. Ко времени демобилизации в ноябре 1946 года друзья знали, что на их малой родине никого нет. И потому искать своих родственников они уехали в Среднюю Азию.
Своих родных Вахид Баймурадов нашел в селе Садовое Сталинского района Киргизии. Вошел во двор дома, где они проживали, а на него смотрят и … не узнают его! Даже родная мать Рехьант не узнала его. Потом говорили, что думали, что же этот русский здесь ищет. А «русский» очень пригодился на новом месте. Прошедший войну, дошедший до Берлина, воевавший также и в Японии, еще до войны получивший определенный уровень светского образования, имеющий за плечами богатый жизненный опыт, Вахид Баймурадов оказался востребованным специалистом. (Заметим в скобках: он умел считать в уме двузначные числа). Его приняли на работу. Работа учетчика была хорошим подспорьем для семьи, а еще позволяла оказывать некоторую помощь нуждающимся. А в те годы даже мало-мальская помощь была очень существенной. Ему удавалось даже женщин пристроить на работу. Забегая вперед, отметим, что когда Вахид в конце своей жизни заболел, постоянно у ворот его дома бывали машины. Это приезжали люди, чтобы справиться о нем. Они рассказывали, как он помогал в Киргизии всем ссыльным, как многих он спас от голодной смерти. Сам перенесший голод в концлагере, он знал, что это такое. Постоянно заботился о детях, чтобы они не страдали от голода. Высокоорганизованный, дисциплинированный, педантичный, он учил своих детей быть предельно точными и аккуратными во всем. А еще учил рачительности, разумной бережливости (х1уманан пусар дан) и щедрости. Он говорил, что рука дающего должна быть щедрой (куьг комаьрша хила деза). Но даже после переезда в 1961 году на историческую родину, когда угроза голодной смерти миновала, он постоянно заботился, чтобы никто не был голодным. Когда Вахид ушел в праведный мир, люди говорили, что он никогда не рассказывал о той помощи, что оказывал окружающим.
Под стать ему была и супруга Нахапу. Эти два человека одинаково были нацелены в жизни на добро и только на добро. Порядочность, честный труд, щедрость материальная и душевная, сострадание вкупе с оказанием действенной помощи – вот их главные качества. Этому они учили и детей. Сегодня дочери Нахапу, уже сами бабушки, говорят, что дети для нее было самое святое. Они находили у нее приют и внимание, особенно сироты. Даже единственный чурек в их доме делили пополам. Своим детям она говорила: «Шаьш саг1ина йелла х1ума дукха йу аьлла ма хеталаш» — «Не считайте, что вы слишком большую дали милостыню). Дети Баймурадовых усвоили понятия, которые составляют семейные ценности, — это любовь, доброта, забота, помощь, понимание, доверие, дружба, уважение. Поэтому о каждом из девятерых детей Баймурадова Вахида и Нахапу можно сказать словами настоящего педагога, новатора в образовании в середине двадцатого века В.А.Сухомлинского: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
Из этих девятерых детей Баймурадовых на своей исторической родине появились на свет двое старших – Джамирза и Алпату и самая младшая – Сацита, которая родилась после возвращения из ссылки.
Джамирзе не было еще пяти лет, когда он с клеймом «изменник родины» оказался в чужих краях. На чужбине их семье выпало жить в Киргизии. Там же, в селе Садовое Сталинского района пошел в школу. Среди сверстников отличался сообразительностью, живостью ума, мысли свои часто выражал в стихотворной форме. Мальчик еще не осознавал, что Всевышний наградил его талантом поэта. Учился хорошо, с большим желанием. Много читал. Любовь к чтению пронес через всю свою жизнь. В 1961 году их семья приезжает на свою родину. Выпускной класс Джамирза окончил в Аргуне в 1962 году и сразу же поступил на историко-филологический факультет Чечено-Ингушского госпединститута, по окончании которого начал педагогическую деятельность в селе Джалка. Работал также директором вечерней школы в поселке Примыкание, учителем в своем родном Аргуне. Где бы ни работал Джамирза, у него всегда бывало взаимопонимание не только с коллегами, но и с учениками. Его уважали за высокий профессионализм, ответственное отношение к работе, он был примером для всех и сам требовал такого же серьезного отношения к своим обязанностям: от учителей – качественного преподавания, от учеников – достойного прилежания. Джамирза был неординарной личностью, сегодня таких называют креативными. Его отличало нестандартное мышление. Одна из его бывших учениц, сама тоже педагог, Тамара Абдулаева говорит, что он, оказывается, еще тогда на уроках использовал такие приемы, которые мы сейчас используем по новым федеральным стандартам. Джамирза Вахидович умел создавать на уроках литературы атмосферу сотрудничества и сотворчества. Став учителем, она тоже на своих уроках стала применять его методы.
Он никогда не останавливался на достигнутых в стенах института знаниях, постоянно повышал свой профессиональный уровень, много читал и перечитывал ранее прочитанные книги. На любой вопрос у него был ответ, говорят его сёстры, сами проработавшие каждая по несколько десятилетий в школе. При тогдашнем остром дефиците толковых словарей он мог объяснить правописание и значение любого слова. Самая младшая в семье Сацита говорит, что стеснялась ему сказать, что ей что-то непонятно по теме урока, на котором она отсутствовала. Он предлагал ей постараться самостоятельно освоить новую тему. Благодаря таким установкам я научилась быть самостоятельной, говорит Сацита, он для меня является примером, как надо работать. Все сёстры в один голос говорят, что он для них был именно таким братом, о котором поет Тамара Дадашева: «Хьо винчу хьайн ненан дика к1ант вара хьо. Вежаршна, йижаршна дика ваша вара хьо. Х1усамна, доьзална дика да вара хьо. Х1ара дуьне дитина ма хьалхе ваха хьо». Словно про Джамирзу написано. Этот мир он покинул в свои 52 года… Был очень сострадательным, милосердным, чутким, внимательным. Он по призванию был учителем, а по душевному состоянию фактически – поэтом. Его запомнили с неизменным блокнотом и ручкой в руках. Преобладающими темами в его лирике была тема любви к Родине (патриотическая и гражданская), тема дружбы. А еще он писал рубаи – стихи-четверостишия с философскими размышлениями. И всегда себя чувствовал ответственным за все, что происходит в жизни: «Со х1унда ца ваьлла дуьнент1е хьалххе? Со х1унда ца ваьхна халонаш ловш? Ас х1унда ца диина кхоьлинчу малхехь Х1ара дуьне адмашна ирс лохуш вогаш? Со х1унда ца хилла схьаэца байракх, Топ кхетта байракхца вужучун меттехь, чов хилла 1илларх лазарш тедийна йуха а г1атто? Со х1унда ца 1уьллу сайн дайшна уллохь, Парг1ато схьайоккхуш, сайн са д1аделла? Ма доккха ирс дара со х1етахь хиллехь, Цкъа а лийр вацара, со х1етахь веллехь». Знакомые со школьных лет слова Н.Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан» словно сказаны про Джамирзу. Он был и поэтом, и истинным гражданином, иначе такие стихи не вышли бы из-под его пера. В них четко просматривается его готовность к самопожертвованию ради родины, народа, лучшей жизни для всех. Определяя назначение человека, обозначая смысл его жизни, он пишет: «Хилийта дахаран дуьненахь б1аьсте, Лоьха вай хьолан ирс, дог-ойла хьаста. Йамартчу некъаца гулбинехь бахам, чурта т1ехь дац иза къаьсташ». Большой патриот своего родного города, отмечая положительные изменения в его инфраструктуре, он пишет: «Устрада-эвла! Ма ч1ог1а хазъелла йог1у, Г1иттош сан ойла, кураллин ойла, Даим хьан б1аьргаш сан дагца догу, Со вина, со веха, сан Устрада-эвла. Ма хилахь цкъа а кхоларе йалий, Хьох къаьсташ ас дахар лехна дац тоьлла. Йуьртахойн барт ч1аг1бан илли ас кхоллахь, Хьох лаьцна хир ду и, Устрада-эвла!»
Вот такое сыновнее чувство любви было у Джамирзы к родному городу и к его людям. И работу свою любил. И вообще очень светлой души человеком был. И как старший в семье, был опорой родителям, а после смерти отца в 1985 году, заменил своим братьям и сёстрам отца. В 1971 году женился, через год у него родился сын, которому, к сожалению, судьбой было уготовано тяжелое испытание. Только Джамирза, у которого жизнь оборвалась в 1991 году, не узнал вкуса горечи от этого удара. В первую войну, обрушившуюся на нашу чеченскую землю, во время вертолетной атаки на мирных жителей, осколком ракеты сын Джамирзы был ранен. Чудом выжил, но навсегда остался инвалидом.
За несколько лет до своей преждевременной кончины Джамирза успел опубликовать свои стихи в переводе Олега Бадальянц на русский язык в литературном журнале «Дон», издающемся в Ростове-на-Дону с 1925 года, на которые получил ответ-письмо от главного редактора писателя Михаила Шолохова.
Джамирза в семье был своего рода центром притяжения, образцом для подражания. Будь его воля, все дети Баймурадовых получили бы высшее образование. Но среди чеченцев, родившихся в ссылке или в первое десятилетие после приезда на историческую родину, мало тех, кто получил высшее образование. Культ знаний пришелся на середину семидесятых и дальнейшие годы. И Баймурадовы не исключение. В те трудные годы главным было обустроиться. Каждой паре рук в семье всегда находилось дело, даже искать не нужно было. Поэтому старшие – Алпату, Асет, Бексолта, Камета – имеют только общее среднее образование. Став родителями, они, как и большинство чеченцев, восполнили этот пробел. Из семерых детей Алпату только у одного среднее специальное, а у остальных – высшее образование. У Асет шесть детей, из которых две дочери окончили медколледж, а остальные получили высшее образование. Все четверо детей Каметы получили высшее образование. Дочь и сын Рамзана, младшего из Баймурадовых, имеют высшее образование, а он сам — среднее специальное. Всем представителям этого славного рода сегодня именно он – Рамзан – заменил отца, мать и старшего брата. В его доме собираются по праздникам все Баймурадовы, и эти встречи обогащают их теплом, душевностью и той особой атмосферой сплоченности и любви, что была при жизни родителей.
Из детей Вахида и Нахапу Баймурадовых, кроме Джамирзы, высшее образование получили еще три сестры: Аминат, Лариса и Сацита. Ко времени окончания ими средней школы быт возвратившихся из ссылки чеченцев понемногу вошел в нормальную житейскую колею. В республике в сфере образования, сельского хозяйства, медицины все больше стали появляться национальные кадры. Эти три сестры получили педагогическое образование. Более того – как и брат Джамирза, филологическое. Аминат и Сацита стали учителями русского языка и литературы, а Лариса – учителем английского языка.
Лариса с отличием окончила отделение иностранных языков ЧИГУ (английский и немецкий), ее направили на стажировку в Германию, но по семейным обстоятельствам она не смогла поехать. Получив диплом преподавателя иностранных языков, Лариса Вахидовна в своей родной Аргунской средней школе №3 проработала первые четырнадцать лет, а с 1999 года преподает в средней школе №1. Наступающий 2024-2025 учебный год — сороковой в ее профессиональной жизни. И ни разу она не пожалела об этом своем выборе! Специалист высшей квалификационной категории, Лариса Вахидовна работает по-прежнему с душой, с полной отдачей сил и творческим вдохновением. Ее радуют успехи своих учеников на олимпиадах по иностранному языку. В коллективе она пользуется заслуженным уважением и авторитетом. Ее трое детей получили среднее профессиональное образование и стали для нее опорой в жизни.
Выпускница Аргунской средней школы №2 1971 года выпуска Аминат Баймурадова сразу же поступила на национальное отделение филологического факультета ЧИГУ и по окончании его в 1976 году вернулась в свой родной город и всю жизнь в ранге учителя имела одну «прописку» — Аргунскую среднюю школу №3. Сдержанная, обходительная, коммуникабельная, она легко находила общий язык и с учениками, и с коллегами. На протяжении сорока восьми лет она сеяла «разумное, доброе, вечное». Сентябрь 2023 года Почетный работник общего образования РФ, учитель высшей квалификационной категории Аминат Вахидовна Баймурадова встретила в достойном «ранге» пенсионерки.
Самая младшая в семье Баймурадовых – Сацита. В 1979 году, сразу после окончания средней школы №3, заочно поступила на отделение «русский язык и литература» филологического факультета ЧИГУ и начала работать в родной школе. Непрерывный педагогический стаж ее на сегодня составляет 45 лет. Работает с полной отдачей сил. Кажется, ей неведомы усталость, душевный покой, равнодушие. Она из тех педагогов, которые всегда шагают в ногу со временем, постоянно повышают свой профессиональный уровень. С введением ЕГЭ возросли требования к профессиональному уровню учителя. В 2008 году министерством образования и науки ЧР проводилась проверка профессиональной грамотности учителей русского языка. Сацита Вахидовна получила 100 баллов. Она является членом экспертной комиссии регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России». По отзывам ее учеников знаю, что методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку у Сациты Вахидовны очень понятная, доступная и результативная. Мало самому учителю быть профессионально грамотным – большое мастерство нужно, чтобы и ученик понял, запомнил и смог применить полученные знания. Детей, говорит Сацита Вахидовна, люблю и не умею на них обижаться, если порой они бывают невнимательны, неусидчивы и не совсем добросовестно относятся к своим обязанностям. (А я про себя отметила, что она сказала «детей», а не «учеников» — это проявление истинного отношения к обучаемым).
Семья Баймурадовых дала четверых квалифицированных учителей, общий педагогический стаж которых при подсчете на сегодня составил 158 лет! Это же скольким людям они дали не только знания, но и тепло своей души! Пусть Всевышний зачтет их благое дело! Думается, старший из этих учителей Джамирза выразил в стихотворных строчках не только свое, но и мнение всех их: «Как я хочу, покинув этот мир, Чтоб жизнь в сиянье света ликовала!» И даже вроде бы подвел некую черту выполненного долга их отцом Вахидом перед потомками. А о выполненном долге свидетельствуют два удостоверения к наградам, в которых сказано: «Баймурадов Вахид за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 г. награжден орденом Отечественной войны II степени. № ордена 3982112».
И второе. «В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1985 года награжден юбилейной медалью «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»
От имени Президиума Верховного Совета СССР медаль вручена 6.05.1985 года в Шалинском районе военным комиссаром подполковником Бакаровым.
А еще у него было Удостоверение №757680 от 17 октября 1980 года, позволявшее «Предъявителю удостоверения имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для участников Великой Отечественной войны. Удостоверение бессрочное и действительно на всей территории Союза ССР».
Почти сорок лет прошло, как глава большого семейства Вахид Баймурадов покинул этот мир, его супруга Нахапу пережила его на 16 лет (Дала гечдойла царна), но все еще крепки семейные узы этого рода. Ежегодно, хотя бы раз, в родительском доме собираются уже многочисленные внуки этих благородных людей и взрослые, а также новые члены семьи – невестки, которым продолжать эту добрую традицию. А пока «эстафетная палочка» в руках Рамзана и его супруги Миланы, которая готовит вкусные кушанья для этой встречи. Думается, пример Рамзана будет продолжен младшими Баймурадовыми, которые с детства усвоили принципы своей семьи – как одного из шедевров природы.
Айза БАРЗАНУКАЕВА,
Заслуженный журналист ЧР,
Почетный работник общего образования РФ