Смерть генерала Сипсо Н. П. Слепцова


Из истории нашего края

Смерть генерал-майора

Сипсо (Н.П. Слепцова)

«Какое имеют право эти дикари жить на этой прекрасной земле! Перстом миров наш Августейший Император повелел нам уничтожить их аулы, всех мужчин, способных носить оружие, уничтожить, сжечь посевы, беременным женщинам вырезать животы, чтобы они не рожали…»

         ХIХ век.  Н.П. Слепцов

 

На протяжении длительного отрезка исторического времени, более 170 лет со времени смерти Н.П. Слепцова, написан не один десяток публицистических заметок, статей о гибели данного исторического персонажа. С появлением Интернета статьи по этой теме идут по нарастающей. Вариантов сообщений о гибели любимца казаков Н. Слепцова очень много. Вот один из вариантов, предлагаемых автором А. Платоновым:

«В этот момент впереди завалов не было видно неприятеля; генерал подскочил к завалу. Его белый «кабардинец» был виден, — рассказывает Мелихов, — в 15 саженях у завала. На Николае Павловиче было пальто распахнутое, темного цвета, виднелась серая черкеска, и мелькал красный верх папахи. Вдруг Мелихову показалось, что конь рванулся в сторону, и седок, покачнувшись, как будто склонился. Инстинктивно бравый казак, подбодрив коня нагайкой, очутился около командира. Лицо генерала покрылось смертной бледностью, глаза закрылись, левая рука была опущена вниз. Тотчас Мелихов, соскочив с седла, принял обожаемого генерала на руки. Последний не промолвил ни единого слова. Мелихов крикнул: «Дежурство сюда, бросай завал, командир ранен!» Тотчас несколько казаков очутилось около раненого. Никто не знал о случившемся, лихой же полк продолжал рубить чеченцев далеко от места происшествия. Казаки понесли дорогого раненого к реке, и лишь дорогою, на минуту очнувшись, Слепцов прошептал: «Несите меня, братцы, я не хочу здесь умирать!»

С Х1Х века и поныне особо не интересовались ни мнением, ни точкой зрения самих чеченцев, тем более и отношением последних к самому персонажу данной истории. Известно было, что чеченцы «очень боялись и уважали Н. Слепцова», поэтому и давали иногда своим сыновьям имя «Сипсо»

С удивительным упорством навязывалось все это «творцами истории» самим чеченцам, которые до выселения и, тем более после выселения, были несомненно отдалены от истории, тем более от собственной. На самом деле чеченцы относились к Н. Слепцову, как к автору слов, приведенных в эпиграфе данной статьи, и к боевому генералу, который сжег более 100 чеченских селений. Хотя были и случаи, когда чеченцы давали имя «Сипсо» своим сыновьям, но и никуда не деться от факта названия собак именем «Ярмол». Но чеченцы и о самой гибели данного генерала имеют, на мой взгляд, более точные и ясные сведения. Об этой «чеченской версии» смерти генерала Н. Слепцова и данная публицистическая статья. В качестве одной из основных версий привожу рассказ самих валерикцев, кои в историческом плане являются и персональными вершителями суда над преступными деяниями генерал-майора Н. Слепцова.

Рассказ Эльмурзаева Хусейна, сына Магомеда из селения Валерик.

Ачхой-Мартановский район в историческом плане относительно молодой среди чеченских районов, хотя, в частности, ачхой-мартановцы помнят о сражениях с хромым Тимуром на берегах рек Фортанги и Ассы. Есть в нашем районе люди, которые бережно относятся к народным преданиям и историческим фактам, берегут свидетельства очевидцев тех далеких лет. Весь этот бесценный материал непременно должен быть сохранен  для подрастающего поколения, для пользы истины, ради сохранения правды на Земле.

Одним из достойных  людей нашей республики являлся житель селения Валерик Эльмурзаев Хусейн Магомадович. Название реки Валерик широко известно и в исторических, и в литературоведческих кругах во всем мире. Долины рек Валерик, Гих, Нитха, Ашхо и густые лесные чащи, окутывавшие в Х1Х столетии берега этих рек и всю Чеченскую равнину, видели на своем веку немало чужеземных завоевателей и жестокие сражения чеченцев с ненавистными врагами, всегда превосходившими их в вооружении и численности. Огромное количество чеченских лесов уничтожены топором жесточайшего и коварнейшего царского генерала А.П. Ермолова (Ярмола) и других подобных ему завоевателей.

В те жестокие годы войны масштабнее и кровопролитнее велись по всей Чечне. Но благодаря перу всемирно известного поэта М.Ю. Лермонтова, которого в литературных кругах называют: «…по своему складу ума и характера он был больше чеченцем, чем русским…». благодаря стихотворению «Я к вам пишу…» или более известному по названию «Валерик», во всем мире стали известны названия реки Валерик и близлежащих чеченских селений.

Ради справедливости следует сказать, что кроме этого известного стихотворения М.Ю. Лермонтова, в исторических работах научных кругов сказано очень мало об исторических событиях проходивших на Чеченской равнине, часть которой с легкой руки известного своим коварством генерала Ермолова стала называться Кумыкской. Казалось бы, что в нашей республике должны были быть исторические исследования в этом плане, чтобы разного рода домыслы не укрепились в качестве фактических событий, но в реальности научных работ в этой области слишком мало. Есть высказывания, основанные на явных суррогатах реальных исторических событий. Примером такого отношения некоторых исследователей к истории может служить разрекламированная еще с Х1Х века картина Г.Гагарина «Эпизод из сражения при Валерике». Через несколько дней после сражения на реке Валерик («…речка смерти…»), под глубоким впечатлением произошедшего, М.Ю. Лермонтов написал карандашный рисунок «При Валерике». Однако, несмотря на то, что М.Ю. Лермонтов никогда не писал картины под таким названием, автором далекой от реальности картины «Эпизод сражения при Валерике» во всех средствах информации: учебниках, журналах, справочниках представляется М.Ю. Лермонтов. Достоверность этих слов можно проверить с легкостью простым способом: запросив в Интернете карандашный рисунок М.Ю. Лермонтова «При Валерике» (реальный рисунок М.Ю. Лермонтова). Вам непременно выдадут вместо рисунка М. Лермонтова суррогат Г. Гагарина «Эпизод сражения при Валерике» и назовут данное творение картиной великого поэта. При этом, постараются уверить вас в истинности этого заверения, давая расплывчатые данные о том, что картина М.Ю. Лермонтова лишь раскрашена Г. Гагариным. Беспочвенность этих высказываний видна всякому, при внимательном рассмотрении рисунка М.Ю. Лермонтова и суррогатной картины, автором которой является Г. Гагарин. Великий поэт, который «…больше чеченец, чем русский» никогда не позволил бы себе опуститься на уровень, к примеру, современных режиссеров так называемых художественных фильмов, которые создают на экранах образ слабого, трусливого, жалкого, недостойного врага-чеченца. А вот Г. Гагарин, сам не способный участвовать и не участвовавший в своей жизни в каком-либо значащем сражении, позволил себе пририсовать к рисунку М.Ю. Лермонтова «При Валерике» жалких, перепуганных, бегущих в ужасе чеченцев и с легкостью протыкающих их штыками солдат.

Кстати, по достоверным рассказам участников этого сражения, сохранившихся в памяти потомков, сражение происходило в течение светового дня, и к концу сражения противники остались на своих позициях — чеченцы на правом берегу речки Валерик, в лесу под названием «Буки хьун», а русские — на левом, несмотря на то, что у последних было 14 пушек, гранаты и ружья со штыками. Рассказы участников сражения на реке Валерик, сохранившиеся в памяти потомков, я надеюсь еще показать читателю.

На протяжении нескольких веков у чеченцев не было возможности знать истину о своей истории, изучать ее без указки сверху. Несмотря на то, что в современной России и у чеченцев появилась возможность изучения своего прошлого, и на телевидении, и на радио, в прессе появляются люди, которые считают, что они знают Кавказ лучше, чем сами чеченцы. И новоявленные знатоки Кавказа с таким азартом рассуждают о тех простых вещах, о которых на Кавказе знает даже ребенок. Но почему-то на центральное телевидение и на радио приглашают их, самозванцев, вместо того, чтобы пригласить профессоров из числа чеченцев и других кавказцев, благо таковых немало на Кавказе и по всей России.

Есть исторические факты, которые укрепились в нашем сознании как официальные исторические данные, но есть и народные предания, мифы и рассказы мудрых стариков. У чеченского народа на протяжении веков не было письменности, не до письменности было народу, который лишь в течение последних сотен лет не раз стоял на грани физического истребления! И это несмотря на тот факт, что урартские клинописи расшифровываются с помощью чеченского языка. Но и после того, как в начале ХХ века чеченцы приобрели свою письменность, нам приходилось сохранять свою истинную историю и культуру в традиционной устной форме. Писать об истинной истории и вершить свою судьбу чеченскому народу не доверялось, и те крохи, что писались, уничтожались аппаратом НКВД. К примеру, в 1944 году у чеченцев было изъято не только имущество, дома, скот, переданы в ведомство соседних республик целые районы, но и целенаправленно уничтожалась культура чеченцев, сжигалось письменное наследие, не где-нибудь, а на площади имени вождя мирового пролетариата В. Ленина.

Целью данной статьи, в частности, и является показать читателю, как чеченцы продолжали сохранять свое видение собственной истории на протяжении веков.

Эльмурзаев Хусейн, сын Магомеда, один из тех людей, который делал все, чтобы нить времени в сознании нашего народа не прерывалась. За свою жизнь он собрал и сохранил в своей памяти не один рассказ о прошлом своего народа и селения Валерик. Хусейн Магомадович проработал в школе учителем истории сорок лет, и все эти годы работал в одной и той же школе СОШ№1 с. Валерик. Родился Хусейн Магомадович 15 августа 1938 года в селении Валерик. Как и весь чеченский народ, еще ребенком его назвали «врагом народа» и выселили в Казахстан. Несмотря на неимоверные трудности, Хусейн еще ребенком стремился к учебе и, когда его удалось устроить в школу, учился на «отлично». В 1957 году чеченскому народу удалось вернуться на свою родную землю. Хусейн пошел учиться в Чечено-Ингушское педучилище и успешно окончил его в 1961 году. В том же году Хусейн Магомадович начал работать в школе преподавателем истории. Еще в молодые годы Хусейн Магомадович начал интересоваться прошлым своего народа и своего знаменитого селения. Для этого нужны были знания, поэтому в 1962 году Хусейн Магомадович поступил на заочное отделение Чечено-Ингушского пединститута. Как говорил сам Хусейн Магомадович: «Во времена Советской власти и раньше нашу историю творили разные там «виноградовы». Почему у нас не сохранилась письменность, если наш народ причисляется к одному из древнейших, спрашивал я сам себя. Наш народ не раз в своей истории стоял на грани истребления. Возможно ли было сохранить письменность в таких условиях? Не только письменность и культуру нашу, но и самих нас пытались уничтожить, начиная с древних орд кочевников и кончая приспешниками Сталина. Уничтожить язык, память и культуру – значит уничтожить народ. В наше благодатное время, пока есть такая возможность, нам следует восстанавливать и изучать свой язык, культуру, историю»

Надо добавить, что и в те годы, когда Советская власть держала наш народ подальше от истинной нашей истории, Хусейн Магомадович верил, что время, определенное Всевышним для нас, для изучения и обновления нашей культуры и языка, наступит рано или поздно. Именно поэтому он всю свою жизнь собирает материал о прошлом народа, он внимательно слушал стариков и их рассказы, предания, мифы о прошлом. В советские годы опубликовать такой материал было практически невозможно, поэтому Хусейн Магомадович хранил его до наших дней. Теперь это время наступило. Много у Хусейна Магомадовича осталось рассказов о прошлом своего народа и родного селения Валерик. Один из его рассказов я и хочу предложить читателям.

« — Дада, дада! Расскажи о старых временах! – попросил внук Иса своего деда Магомеда, сына Элмарзы.

— Ну, слушай, внучек! – ответил 85-летний старик и начал свой рассказ:

«Было это 10 декабря 1851 года. Чечня горела в пламени войны. Горцы упорно сопротивлялись царской колониальной политике России. При всяком удобном случае чеченцы уничтожали царские военные отряды. И в тех случаях, когда царские генералы решали организовать нападение на чеченские селения, слух об этом тем или иным способом доходил до чеченцев. Из селения в селение приходило известие, и чеченцы всегда приходили на помощь друг другу. Каким позором было, внучек, если молодой человек, зная, что царские войска нападут на селение, не выступал против них с оружием в руках. Каждый встречный отворачивался от него, девушки поднимали его на смех. Когда молодой человек знакомился с девушкой, ему не нужно было рассказывать, из какого рода он, или к какому тайпу принадлежит, откуда он. Было достаточным сказать, в каких сражениях с царскими войсками он участвовал.

Иногда, когда молодой человек, увидев девушку, шедшую с кувшином за водой, шутя спрашивал: «Девушка, выходи за меня замуж», девушка, тайком бросив взгляд на юношу, отвечала: «Выйду, если ты поймаешь царского генерала или пестрого офицера!»

В это самое время, в один из вечеров  Хасу, сын Дурдин Тепцы из селения Валерик, возвращался на своем коне из Ачхой-Мартана. Он подъезжал к родному дому, когда издали заметил своего отца и, на скаку соскочив с быстрого коня, пошел рядом.

«Молодцом! Сын Волка! Хочет показать мне свою ловкость!» — подумал Тепца.

— Есть какие-нибудь новости? – спросил он сына, когда тот был уже совсем близко.

— Дада, завтра генерал Сипсо (Слепцов) поедет в крепость «Грозную» по военной дороге (б1о некъ). Он намерен проехать через Ачхой-Мартан, Катар-Юрт, Валерик, Гехи, Урус-Мартан.

Отец все понял, поэтому промолчал.

Хасу снимал седло со своего коня, когда крикнул:

— Борз! Пойди сюда!

Своего младшего двоюродного брата Хасу звал «Борзом» («Волк») за необычайную храбрость подростка. Ему было всего лишь двенадцать лет.

— Тебе надо будет съездить в селение Гехи к моему другу Соадулле, сыну Бетка! Знаешь ты его? – спросил Хасу двоюродного брата.

— Кто его не знает? – многозначительно ответил Борз.

— Тогда вот что, сообщи ему от моего имени, что генерал Сипсо (Слепцов) завтра отправляется в крепость «Грозную», сопровождать его будут 50 казаков и офицер. Не забудь сказать ему, что надо устроить засаду генералу там, где мы с ним в лесу на охоте убили медведя.

На следующий день Соадула, сын Бетка, прибыл на место раньше своего друга и ждал того. Недолго заставил себя ждать и Хасу, сын Тепцы, он прибыл на место с двадцатью вооруженными всадниками. После того как друзья обнялись и приветствовали друг друга, Хасу спросил друга:

— Сколько с тобой бойцов?

— Разве нас с тобой не хватит, — пошутил Соадула, затем добавил, — двадцать пять львов хватит?

Борз, уверенный в том, что путь генерала Слепцова проляжет через Б1огеч (Военный брод), поджидал его отряд именно здесь. Борз, хотя и был молод, жестокое военное время научило его быть осторожным и внимательным. Подросток никогда не видел в глаза живого генерала, но среди казаков и офицера его не очень сложно было отличить.

Когда генерал подъехал к речке Валерик, он вспомнил жестокие сражения, разгоревшиеся здесь десять лет тому назад. Он немного придержал своего коня. Ему показалось, что он слышит стоны раненных солдат, выстрелы пушек, крики, возгласы чеченцев «Яаллах1!»

Борз увидел генерала Сипсо (Слепцов), он обвел рукой местность и что-то сказал офицеру, ехавшему рядом с ним. Борз не понимал их речи.

А генерал Слепцов говорил:

— Десять лет тому назад на этом самом месте лежали трупы погибших в сражении солдат и туземцев! Эти туземцы, не зная страха, вновь и вновь бросались с кинжалами наголо на наши пушки!

— Да, Ваше Высочество, упорство этих туземцев мне иногда напоминает спартанцев и испанцев.

— Вы правы, поручик. Их усмирит лишь огонь и топор! – отвечал генерал.

Борз незаметно и потихоньку повернул на тропу в лесу. Отъехав немного, он поскакал к засевшим в засаде на пути генерала. Борз знал в этих местах каждый куст, каждое дерево, поэтому он хорошо знал, куда ему следует ехать. Когда он подъехал к ожидающим его бойцам, Борз негромко крикнул им:

— Идут!

— Хорошо! А теперь быстро уходи отсюда подальше! – приказал Хасу подростку.

В те времена у подножья гор эти места были заросшими глухими лесами. Немало было тут мест, где не ступала еще нога человека. В этих лесах водилось много дичи, и природа щедро одарила эти места. Эти богатые леса кормили и обеспечивали окрестные селения чеченцев, здесь они находили все, что им требовалось для жизни.

Жители этих мест Хасу, Соадула и другие были охотниками, не раз они здесь оказывались вместе на охоте. Но в этот раз они здесь были воинами не по своей воле. Царская колониальная политика сделала из них воинов и защитников своей земли. И теперь они ждали незваных гостей, чтобы не отпустить их без угощения. Бойцы притаились там, где каждый из них сидел. Кони их боевые притихли, тревожно навострив уши.

Отряд Слепоцова был уже близко, отчетливо слышен был топот копыт их лошадей. Соадула был рядом с Хасу. Он знал горячность Хасу, и поэтому тихонько произнес:

— Во что бы то ни стало надо взять в плен генерала. Но, если не получится его взять, то живым его отпустить нельзя!

Хасу не ставил перед собой целью выделиться перед своей любимой девушкой или добиться славы. У него была одна цель: взять генерала или живым не упустить. Его целью была месть колонизаторам, которые уничтожали его народ, сжигали его селения. Ему казалось, что воины, погибшие 10 лет назад на его глазах в долине реки Валерик, взывают его к отмщению. «Месть! Месть! Месть!» — эхом звучали у него в ушах все возрастающие возгласы погибших.

Соадула приказал всем: «Приготовиться! — вслед за этим прогремел его голос, — Месть!»

На небольшой поляне среди этого густого леса разгорелась схватка! Чеченцы на скаку дали залп из кремневых ружей. Двое казаков, что ехали на лошадях впереди отряда, сползли с коней, но оставшиеся отчаянно сопротивлялись. Хасу понял, что пленить генерала не удастся, силы были неравны. Он отпустил вожжи, удерживавшие коня, и тот словно ветер понесся прямо на генерала. Слепцов выхватил шашку из ножен и тоже направил своего коня навстречу. Хасу, поравнявшись с генералом, прицелился из кремневого ружья в живот противника и разрядил его. Генерал Сипсо (Слепцов) уронил из рук поднятую против Хасу шашку и тихо сполз с лошади. Но поручик, что находился рядом с генералом, успел выстрелить в Хасу из ружья и ранил его в бедро. От этой раны Хасу лишился чувств.

Схватка, начавшаяся молниеносно, так же быстро и закончилась. Чеченцы отступили, захватив своих раненных товарищей. На следующий день, когда Хасу пришел в себя, он спросил:

— Что случилось с генералом?

— Он не успел упасть на землю, как его генеральская душа отлетела, — придвинувшись, сообщил стоявший рядом Соадула.

Недолго пролежал и Хасу, от полученной раны он тоже скончался. На похороны Хасу с соболезнованиями приезжали из разных уголков всей Чечни друзья и родственники. На похороны брата приехала и его сестра Сану, со своим мужем-аварцем Хаджи-Муратом.

— Дада, а кем был этот Хаджи-Мурат? – спросил внук своего деда.

— Он был наибом имама Шамиля. Позже про него написал повесть «Хаджи-Мурат» граф Толстой.

— Странно как-то! Бывший наибом имама Шамиля Хаджи-Мурат был зятем валерикцев?

— Да, внучек, это правда. Наш сосед Идрис, скончавшийся несколько лет тому назад, приходился Хаджи-Мурату внуком. А наша соседка старушка Жемалт — вдова этого самого Идриса

— Дада, а ты мне покажешь то место, где был убит генерал Сипсо (Слепцов)? – попросил деда внук.

— Весной, когда потеплеет, мы с тобой поедем туда. Это место находится возле дороги на Шалажи от Гихов в нескольких километрах, как только завернешь на заход солнца.» Есть много валерикцев, которые знают это самое место, на этом месте до возврашения чеченцев из высылки стоял большой крест.»

Рассказал 85-летний житель селения Валерик Эльмурзаев Магомед. Художественно оформил и записал Эльмурзаев Хусейн, сын Магомеда, на чеченском языке был записан Эльмурзаевым Вахой, сыном Межида.

Ачхой-Мартановский район, селение Валерик, 23 январь 1978 года.

 

Эльмурзаев Магомед прожил около ста лет. Он родился 21 апреля 1888 года, и эта дата была ему точно известна. Отца Эльмурзаева Магомеда и его сородичей видел великий поэт в бою возле речки Валерик. Свидетели этого сражения рассказали и случай, когда один из чеченских ополченцев подошел близко к двум офицерам и выстрелил в того, кто стоял к нему лицом. А спиной к нему стоял сам великий поэт. А почему бы и нет?

Есть историческое свидетельство того, что декабрист Лихарев с Лермонтовым оказались рядом, но выстрелили в Лихарева, потому что Лермонтов стоял спиной к чеченцу.

Могила декабриста Лихарева, которого император разжаловал в рядовые и отправил «под чеченские пули» точно так же, как и Лермонтова, находится среди сотни безвестных могил русских солдат на левом берегу речки Валерик. Во время пахоты до сих пор можно отличить некоторые могилы по цвету глины.

Именно так благородно воевали чеченцы и в те жестокие времена. Считалось даже колоть кинжалом врага – позор для чеченца, можно было лишь сечь им (что не очень эффектно в жестоком бою). Лермонтову было доступно благородство души, но не поймут всякие «гагарины», «ермоловы», «шамановы» благородства человеческого.

Хасу из селения Валерик навечно записал свое имя в памяти народной, не забудет народ и славное имя Соадулы из селения Гехи. В некоторых данных его имя сохранилось как Соадула, сын Уппы, но Эльмурзаев Магомед назвал его именно так: Соадула, сын Бетки. Это была не только месть генералу Слепцову за сотни сожженных им селений чеченцев, это было сопротивление жестокой захватнической политике российского царя, направленной на истребление целого народа.

Несмотря на бесчеловечную жестокость, которую проявил Слепцов по отношению к чеченцам, к женщинам и детям, просто потому, что они живут «на этой прекрасной земле», было бы, на мой взгляд, важным для сохранения исторической истины, определиться нам точно с местом, где был убит Н. Слепцов. (В селении Валерик еще есть люди, которые помнят, где стоял тот самый крест на месте гибели Н. Слепцова. Просим сообщить в редакцию газеты «Иман», если таковые найдутся). Определиться с точным местом гибели Слепцова следует так же, как и с тем местом, с той долиной реки Валерик, где произошло сражение «При Валерике», печально известное по стихотворению М.Ю. Лермонтова, которое находится недалеко от селения Валерик, где в жестокий Х1Х век происходило одно из сражений Кавказской войны. То самое место, о котором в своем стихотворении рассказывает великий поэт М.Ю. Лермонтов. Где нынче, благодаря администрации Ачхой-Мартановского района, возведен памятник. До последних двух войн в Чеченской Республике в средней школе №1 с. Валерик находился и музей имени М.Ю. Лермонтова. В том музее находились и сохранившиеся в земле ядра пушек, изломанные ржавые царские сабли и горские кинжалы, собранные с того самого места, где произошло это жестокое и кровавое сражение в долине реки Валерик. В музее было еще много материала, но во время последних войн музей разграбили. Было бы очень порядочно, если бы жители селения Валерик, у кого случайно оказались предметы из этого музея, вернули их в музей имени М.Ю. Лермонтова, который в некоторых деталях восстанавливается в МБОУ «СОШ№2 с. Валерик» благодаря энтузиазму и большому старанию директора данной школы Макки Мусаевой. Но думаю, что все-таки основная масса содержимого вышеназванного музея была ограблена некоторыми нечистыми на руку представителями федеральных войск, в те годы находившихся в селении Валерик.

В старые добрые времена именно к Эльмурзаеву Хусейну (ныне покойному) в селение Валерик приезжали ученые, писатели из Москвы, Ленинграда, Воронежа, Баку увидеть место, где происходило это сражение на «речке смерти». Хусейн Магомадович, как истинный чеченец, принимал гостей в те времена. Нынче там на месте, где происходило сражение, на правом берегу реки, заложен памятник, но сама речка Валерик летом полностью высыхает, словно от жара той крови сражавшихся за свою священную землю бойцов-ополченцев, чеченцев, с царскими подневольными солдатами, в основном, крепостными крестьянами. Кстати, немаловажно, что в ту же ночь после сражения молодыми ополченцами-чеченцами из расположения русских войск в долине реки Валерик был похищен священник, чтобы тот по обычаю христианскому упокоил души русских солдат, перед тем, как чеченцы сами их похоронили. Как не раз свидетельствовали русские офицеры в своих воспоминаниях, также как Л.Н. Толстой: чеченцы никогда не убивали женщин и детей противника, не вырубали деревья, не сжигали посевы казаков и убитых вражеских солдат не оставляли на съедение диким животным, а хоронили точно так же, как и своих!

А так называемый лес Буки (Буки хьун), где хоронили своих погибших ополченцев-чеченцев и оставшихся под их расположением убитых русских солдат, нынче вырубили полностью. Все же достал топор Ярмола и Сипсо густой чеченский лес, укрывавший в своей тени эту известную на весь мир небольшую речку Валерик.

 

В.Хаджимурадов,

член Союза писателей

России