Летом, пока дети отдыхали и набирались сил перед учебой, в школах Шалинского района проводились различные работы по их подготовке к новому учебному году. Это были ремонтные работы, проверялась работоспособность и надежность различных инженерных систем и коммуникаций.
О подготовке школ Шалинского муниципального района наш корреспондент беседует с начальником районного отдела образования Р.А. Хамзатовым. Ему 33 года. В свои 20 лет окончил финансово-экономический факультет Чеченского госуниверситета. Проработал в Департаменте дошкольного образования и Министерстве труда и социального развития ЧР. А с декабря 2023 года занимает должность начальника отдела образования Шалинского муниципального района.
– Расул Аптиевич, расскажите, пожалуйста, как идет подготовка школ района к новому учебному году?
– В нашем районе 48 общеобразовательных школ. Из них 38 общего образования, 3 школы дополнительного образования, 6 частных школ и один Центр образования, который находится в прямом подчинении Министерства образования и науки ЧР.
В рамках подготовки образовательных учреждений к новому учебному году были проведены работы по покраске и побелке помещений, проверке и ремонту систем отопления, водоснабжения, пищеблоков и спортивных залов. В соответствии с графиком прошла приемка школ районной комиссией для начала 2024-2025-го учебного года.
Один из главных вопросов при подготовке школ к первому сентября—это обеспечение безопасности и правопорядка. В школах приказами директоров назначены должностные лица, ответственные за пожарную и антитеррористическую безопасность, разработаны и реализованы Планы мероприятий по подготовке школ к новому учебному году. Так, во всех учреждениях образования района разработаны Планы эвакуации, модели действий при различных видах чрезвычайных ситуаций. Все объекты оснащены кнопками тревожной и пожарной сигнализации.
– Сколько детей пойдет в наши школы в этом году и есть ли перегруженность учебных классов?
–Численность обучающихся в этом году составит 27653, в том числе 3000 первоклассников.
Одна из приоритетных задач, поставленных Главой Чеченской Республики Рамзаном Ахматовичем Кадыровым, состоит в разгрузке образовательных учреждений путем строительства новых школ. В этом году в селах Автуры и Новые Атаги должны быть сданы в эксплуатацию две школы на 720 ученических мест.
За последние годы в системе образования района и республики произошли существенные изменения. Учителя и старшеклассники помнят, как несколько лет назад мы занимались в три смены, отапливая классы буржуйками. Теперь этого нет.
В 26 школах у нас двухсменка. А 12 образовательных учреждений района занимаются в одну смену. Между тем, ежегодно в районе открываются новые школы. Несмотря на высокий рост населения в районе, есть надежда, что мы перейдем на односменное обучение. В этом случае повышается качество образования, дети имеют возможность заниматься в дополнительных кружках.
– Есть ли нехватка учителей в школах района?
– На сегодняшний день школы района в целом укомплектованы педагогическими кадрами. Но проблема нехватки учителей по отдельным предметам существует. Особенно не хватает учителей иностранных языков, математики, физики, химии и других предметов. Наши вакансии есть в отделе образования, и мы их передаем в Центр занятости населения района, чтобы безработные знали об их существовании.
Ежегодно мы набираем целевой набор выпускников для поступления в педагогические вузы. В нынешнем году в наши школы придут десятки молодых выпускников педагогических вузов.
– Учителями в наших школах работают, в основном, женщины. Да и в директорском корпусе большинство составляют женщины? Каковы причины такой диспропорции?
– Эта проблема существует во всем российском образовании. Она идет со времен Великой Отечественной войны, когда мужчины ушли на фронт и в тылу остались одни женщины, дети и пожилые. В педагогические вузы поступают в основном девушки.
На мой взгляд, корень проблемы в том, что мужчины имеют большой выбор профессий, а у женщин – маленький. Куда могут пойти работать женщины? Продавцами, учителями, медработниками. Вот, пожалуй, и все.
Вообще-то, я ничего не имею против женщин, но учителя- мужчины желательны в школе. Эту проблему мы решаем постепенно. Кстати, в штат школы включен учитель по духовно-нравственному воспитанию. Это мужчины, которые учат детей основам ислама, нашим традициям и обычаям. На этих учителей у нас большая надежда, как в воспитании детей, так и в налаживании ими дисциплины у учащихся.
На наших директорах-женщинах огромная нагрузка, которую порой не выдержали бы некоторые мужчины.
– К сожалению, не менее большая нагрузка и на наших учителях. Разница между директором и учителем в том, что первый руководит, а второй работает. В этом существенное различие.
По государственным стандартам один урок в школе проходит 40 минут: из них 10-15 обычно посвящается организационным вопросам, столько же – на проверку домашнего задания. По нехитрым математическим вычислениям на подачу нового материала остается от силы 15 минут. Расчеты приведены для класса спокойных учеников, где дополнительно не придется заниматься вопросами дисциплины – а это большая редкость в среднестатистической российской школе…
– В российском образовании идут реформы. Все они направлены на улучшение качества образования. И все это проходит не без проблем, в том числе, и для учителей. Вот мы ввели электронный журнал. Вроде бы его введение имело основную цель— облегчить работу учителя. В начале было трудно, но со временем все стало на место. Учителя убедились, что вести электронный журнал гораздо удобнее, чем бумажный.
К сожалению, с каждым годом общеобразовательные программы усложняются. Это дополнительные нагрузки для учителей. Время урока ограничено, а подаваемый материал с каждым годом растет.
Существует разный уровень подготовки учащихся. Ведь дети приходят в школу из разных семей. Одни родители озадачены предварительной подготовкой ребенка к школе, а другие убеждены, что это «работа учителей». Так, в одном классе начальной школы на 25-30 человек оказываются дети, умеющие считать или читать, и те, с кем надо разучивать алфавит.
Классическая система среднего образования не настолько гибкая, чтобы учесть интересы двух категорий учащихся, и ребята, схватывающие материал быстрее, на уроках скучают. А другие могут почувствовать себя недостаточно эрудированными, что приводит их к стрессу. Грамотный учитель может свести такой дисбаланс к минимуму через подход к обеим группам учеников. Но не во всех школах есть такие педагоги.
Хочу отметить, что несмотря на переломный момент в системе образования, все должно быть в рамках закона. Если у учителя есть претензии к руководству школы или нарушили их права,то можно обращаться лично ко мне. Мой телефон есть в каждой школе и даже у учителей. Можно также прийти на личный прием.
– Нашу беседу хотелось бы завершить на оптимистической ноте. Может, это будут итоги ЕГЭ?
– Да, действительно, Шалинский муниципальный район имеет отличные показатели по сдаче ЕГЭ. Из 664 выпускников основные экзамены ЕГЭ с получением аттестата сдали 650. Это 98 процентов сдавших ЕГЭ. А оставшиеся 14 сдадут повторно в сентябре. Тогда у нас будут 100 процентов.
Многие выпускнике сдали единые государственные экзамены на высокие баллы, превышающие 90. Они поступили в ведущие вузы страны.
– Что бы Вы хотели сказать в заключение?
– Хотел бы поблагодарить всех руководителей школ, учителей и родителей за их плодотворный труд в период подготовки образовательных учреждений к новому учебному году. Также хочу поздравить всех педагогов и обучающихся с началом учебного процесса, пожелать им здоровья, успехов в нелегком труде и семейного благополучия.
М. ДЖАНТИМИРОВ.
На снимке: начальник отдела образования Шалинского муниципального района Р.А. Хамзатов.